Об утверждении Методических рекомендаций по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов
Министерство
экономического развития и инвестиций
Нижегородской области
ПРИКАЗ
27.03.2020 № 49
Об утверждении Методических рекомендаций
по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов
В соответствии с Законом Нижегородской области от 3 сентября 2014 г. № 109-З «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Нижегородской области», в целях методического обеспечения деятельности по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов
п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.
2. Приказ министерства экономики Нижегородской области от 16 октября 2014 г. № 129 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов» считать утратившим силу.
Министр И.Н.Норенков
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом министерства экономического развития и инвестиций
Нижегородской области
от 27.03.2020 № 49
(с учетом изменений на 17.11.2023)
Методические рекомендации
по проведению оценки регулирующего воздействия
проектов муниципальных нормативных правовых актов
и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Законом Нижегородской области от 3 сентября 2014 г. № 109-З «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Нижегородской области» с целью оказания методической помощи органам местного самоуправления по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
1.2. Методические рекомендации основываются на том, что процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов заключаются в анализе проблем и целей регулирования, выявлении и оценке альтернативных вариантов решения проблем, а также определении связанных с ними выгод и издержек социальных групп (в том числе хозяйствующих субъектов, граждан и общества в целом), подвергающихся воздействию регулирования, для выбора наиболее эффективного варианта регулирования.
1.3. Проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее - ОРВ) и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее - экспертиза) осуществляется в соответствии с порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и порядком проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее - Порядок проведения ОРВ). Порядок проведения ОРВ утверждается органом местного самоуправления муниципального образования (администрацией муниципального района (городского округа) (далее - администрацией) и (или) Земским собранием (Думой) муниципального района (городского округа) (далее - Земским собранием (Думой)).
ОРВ и экспертиза по муниципальным нормативным правовым актам, принятым Земским собранием (Думой), в соответствии с Порядком проведения ОРВ может проводиться Земским собранием (Думой) самостоятельно или администрацией (в случае передачи полномочий от Земского собрания (Думы)).
1.4. При утверждении Порядка проведения ОРВ рекомендуется установить разделение функций участников процедуры ОРВ:
- закрепить за структурными подразделениями органа местного самоуправления, осуществляющими подготовку проектов муниципальных нормативных правовых актов, обязанности по проведению процедур ОРВ;
- определить уполномоченное структурное подразделение на осуществление контроля за соблюдением порядка проведения ОРВ и обоснованности представляемых результатов процедур ОРВ (далее - уполномоченное структурное подразделение).
1.5. Порядок проведения публичных консультаций может предусматриваться органом местного самоуправления в Порядке проведения ОРВ или утверждаться отдельным муниципальным правовым актом.
2. Проведение оценки регулирующего воздействия
проектов муниципальных нормативных правовых актов
2.1. На стадии разработки муниципального нормативного правового акта ОРВ проводится в отношении эффективности проекта муниципального нормативного правового акта.
2.2. Процедура ОРВ проводится в отношении проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, предусматривающих:
- введение административных и иных обязанностей, запретов и ограничений для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению;
- возникновение расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;
- возникновение расходов местного бюджета.
3. Проведение публичных консультаций по ОРВ
3.1. В рамках проведения ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов проводятся публичные консультации.
3.2. В ходе проведения публичных консультаций производится оценка отношения социальных групп к предлагаемой проектом муниципального нормативного правового акта модели урегулирования выявленной проблемы, соответствия представленного проекта муниципального нормативного правового акта заявленным целям, воздействия предлагаемого проектом муниципального нормативного правового акта регулирования на действующих и потенциальных адресатов регулирования.
3.3. Для проведения публичных консультаций на официальном сайте администрации (официальном сайте муниципального образования) и в соответствующем разделе официального сайта Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальные сайты) размещается уведомление о проведении публичных консультаций.
Примерная форма уведомления приведена в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.4. Сведения по обоснованию эффективности принятия муниципального нормативного правового акта рекомендуется включать в пояснительную записку к проекту муниципального нормативного правового акта, которая прилагается вместе с проектом акта к уведомлению.
Рекомендуемый состав сведений для включения в пояснительную записку приведен в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.5. К уведомлению о проведении публичных консультаций также прилагается опросный лист, который содержит перечень вопросов, обсуждаемых в ходе публичных консультаций (примерная форма приведена в приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям).
Рекомендуемый срок проведения публичных консультаций не может быть менее 30 календарных дней.
3.51. Рекомендуемый срок проведения публичных консультаций по проектам муниципальных нормативных правовых актов, разрабатываемых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области, предусматривающими предоставление финансовых мер поддержки за счет средств федерального бюджета производителям товаров, работ и услуг – 15 календарных дней.
3.6. Рекомендуется проводить публичные консультации путем сбора мнений участников публичных консультаций посредством электронной почты, получения мнений на бумажном носителе информации. Также рекомендуется использовать такие формы публичных консультаций, как опросы бизнес- и экспертных сообществ, интернет-опросы, проведение совещаний с заинтересованными сторонами.
3.7. По окончании публичных консультаций проводится анализ информации, полученной в ходе проведения публичных консультаций. Анализ полученной информации рекомендуется проводить с учетом:
- исключения информации, не относящейся к предмету публичных консультаций;
- анализа доказательной базы полученных мнений участников публичных консультаций;
- рассмотрения на экспертной группе (в случае ее создания), по возможности принятия мнений, полученных по результатам публичных консультаций;
- структурирования информации, полученной в ходе публичных консультаций.
3.8. Результаты публичных консультаций рекомендуется закрепить в отчете о проведении публичных консультаций.
Примерная форма отчета о проведении публичных консультаций приведена в приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.9. В отчет о проведении публичных консультаций рекомендуется включать:
- указание на форму (формы) проведенных публичных консультаций;
- поименный список участников публичных консультаций;
- свод замечаний и предложений по результатам публичных консультаций, в котором отражаются все мнения участников публичных консультаций.
3.10. При составлении свода замечаний и предложений по результатам публичных консультаций указывается, каким образом замечание (предложение) было учтено (при учете замечания и (или) предложения) или причину, по которой замечание и (или) предложение было отклонено (при отклонении замечания и (или) предложения).
3.11. Подлежат учету позиции участников публичных консультаций относительно положений проекта муниципального нормативного правового акта:
- которыми изменяется содержание прав и обязанностей субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;
- которыми изменяется содержание или порядок реализации полномочий органов местного самоуправления в отношениях с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности;
- относительно возможных последствий введения нового правового регулирования.
4. Подготовка заключения об ОРВ
4.1. По результатам оценки проекта акта готовится заключение об оценке проекта акта. Примерная форма заключения об оценке проекта муниципального нормативного правового акта приведена в приложении 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
4.2. При подготовке заключения об ОРВ рекомендуется:
4.2.1. Составлять наиболее полное, четкое описание существующей проблемы, на решение которой направлено регулирование. Неточное понимание проблемы может привести к принятию неправильного решения, к принятию избыточных (недостаточных) мер или к ошибочному отказу от регулирования.
4.2.2. Рассматривать отсутствие/наличие, снижение/увеличение рисков наступления негативных событий, связанных со сложившейся текущей ситуацией в регулируемой сфере.
4.2.3. Определять последствия, если никаких действий в регулируемой сфере деятельности не будет предпринято, учитывая экономические, социальные, экологические и иные последствия. В случае если какие-либо последствия сложно определить, это рекомендуется также указывать.
4.2.4. При определении целей регулирования избегать подмены желаемых целей предлагаемыми средствами их достижения. Цели должны быть просты для понимания.
4.2.5. При определении возможных вариантов достижения поставленной цели сначала рассматривать вариант невмешательства и варианты с минимальным вмешательством (совершенствование применения существующего регулирования, саморегулирование), а лишь затем варианты более масштабного вмешательства (прямое регулирование).
4.2.6. Определять инструменты экономического и правового характера для достижения поставленной цели.
4.2.7. Для качественного описания и количественной оценки соответствующего воздействия могут применяться различные аналитические методы, в том числе:
- анализ «затраты-результат» - предполагает выбор наиболее эффективного регулирования путем сопоставления выгод и издержек социальных групп;
- анализ эффективности затрат - предполагает выбор наиболее эффективного регулирования на основе сопоставления результатов с необходимыми затратами на их достижение;
- многофакторный анализ - предполагает выбор наиболее эффективного регулирования при наличии нескольких критериев.
4.2.8. Оценить степень воздействия вводимого регулирования на состояние конкуренции в Нижегородской области в регулируемой сфере деятельности.
4.2.9. При описании выбранного варианта регулирования раскрыть следующие вопросы:
- вопросы организационного характера: кто будет отвечать за реализацию выбранного варианта, каким образом будет организована работа, какие для этого потребуются ресурсы;
- какие необходимые действия ожидаются от участников регулируемой сферы: сбор и предоставление дополнительной информации, заполнение новых форм отчетности и т.д.;
- порядок введения регулирования (наличие переходных положений: распространение на действующие отношения, сроки введения регулирования, соотнесенные со сроками готовности инфраструктуры);
- необходимость применения исключений по введению регулирования в отношении отдельных социальных групп.
4.2.10. При определении ожидаемых выгод от реализации выбранного варианта рассматривать следующие выгоды:
- для граждан: большее удобство при приобретении товаров и/или услуг, улучшение доступа к информации, снижение цен, повышение безопасности товаров, услуг, рабочих мест и т.п.;
- для хозяйствующих субъектов: снижение потерь рабочего времени, издержек на соблюдение различных правил и требований, рост прозрачности и предсказуемости существующего регулирования и т.п.;
- для муниципального образования: рационализация процесса регулирования и установки требований, снижение затрат на мониторинг и контроль, более высокая степень соблюдения норм и т.п.;
- для общества в целом: больший доступ к услугам и/или возможностям, улучшение благосостояния и качества жизни и т.п.
4.2.11. При определении издержек от реализации выбранного варианта рассматривать следующие издержки:
- для граждан: повышение цен, сокращение выбора товаров/услуг или доступных соотношений цена/качество и т.п.;
- для хозяйствующих субъектов: повышение цен на ресурсы, прямые денежные расходы (за получение разрешений и т.п.), дополнительные административные издержки, связанные с заполнением форм, отчетностью и т.п.; затраты на изменения в производстве, маркетинге или транспортировке и т.п.;
- для муниципального образования: единовременные затраты на создание соответствующей инфраструктуры и постоянные затраты на ее поддержание и эффективную работу (сбор и обработка информации, проведение инспекций и наложение санкций) и т.п.;
- для общества в целом: рост безработицы и снижение темпов экономического роста, уменьшение количества общественных благ и т.д.
4.2.12. В случае наличия в выбранном варианте регулирования негативных последствий его применения для различных социальных групп указывать необходимые меры, позволяющие минимизировать указанные последствия (увеличение размера предоставления субсидий, уменьшение количества предоставляемых документов и т.п.).
4.3. При наличии разделения функций участников процедуры ОРВ
4.3.1. Структурное подразделение, осуществляющее подготовку проекта муниципального нормативного правового акта:
- проводит процедуры ОРВ;
- подготавливает заключение об оценке проекта муниципального нормативного правового акта;
- направляет заключение об оценке проекта муниципального нормативного правового акта в уполномоченное структурное подразделение.
4.3.2. Уполномоченное структурное подразделение рассматривает поступившее заключение об оценке проекта муниципального нормативного правового акта на соответствие порядку проведения ОРВ и обоснованности представляемых результатов процедур ОРВ.
4.3.3. По результатам рассмотрения уполномоченное структурное подразделение составляет экспертное заключение об оценке проекта муниципального нормативного правового акта.
Примерная форма экспертного заключения приведена в приложении 6 к настоящим Методическим рекомендациям.
В случае, если уполномоченное структурное подразделение является разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта, экспертное заключение не составляется.
5. Экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов
5.1. Экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов (далее - экспертиза) проводится в отношении результативности (достижения изначально поставленных целей) и эффективности (оправданности с точки зрения выгод и издержек социальных групп) регулирования с целью пересмотра, внесения изменений, отмены данного муниципального нормативного правового акта.
5.2. Экспертизу рекомендуется осуществлять путем сопоставления результатов подготовленного на стадии разработки проекта муниципального нормативного правового акта заключения об ОРВ с фактическими данными для определения фактической степени достижения цели регулирования.
5.3. В рамках экспертизы возможно использование официальной статистической информации, данных ведомственной статистики, результатов социологических исследований, в том числе опросов, совещаний экспертных групп, экспертных оценок, а также иных методов, позволяющих сопоставить прогнозировавшиеся при разработке проекта муниципального нормативного правового акта значения выгод и издержек социальных групп с фактическими данными, а также определить степень достижения целей регулирования.
5.4. Публичные консультации по экспертизе проводятся по процедуре, аналогичной описанной в разделе 3 настоящих Методических указаний.
Примерная форма уведомления приведена в приложении 7 к настоящим Методическим рекомендациям.
Примерная форма опросного листа с перечнем вопросов, обсуждаемых в ходе проведения публичных консультаций по экспертизе, приведена в приложении 8 к настоящим Методическим рекомендациям.
5.5. По результатам проведения экспертизы готовится заключение об экспертизе акта. Примерная форма заключения об экспертизе муниципального нормативного правового акта приведена в приложении 9 к настоящим Методическим рекомендациям.
5.6. Уполномоченное структурное подразделение рассматривает поступившее заключение об экспертизе акта на соответствие порядку проведения оценки регулирующего воздействия ОРВ.
5.7. По результатам рассмотрения уполномоченное структурное подразделение составляет экспертное заключение об экспертизе акта.
Примерная форма экспертного заключения приведена в приложении 10 к настоящим Методическим рекомендациям.
6. Размещение документов в разделе на официальных сайтах
6.1. На официальном сайте Правительства Нижегородской области:
6.1.1. Размещение документов, предусмотренных настоящими Методическими рекомендациями, осуществляется в соответствии с Инструкцией по размещению документов в разделе официального сайта Правительства Нижегородской области «Оценка регулирующего воздействия» (приложение 11 к настоящим Методическим рекомендациям).
6.1.2. Для получения возможности размещения документов в разделе «Оценка регулирующего воздействия» необходимо получить логин и пароль в министерстве информационных технологий и связи Нижегородской области.
6.2. На официальном сайте администрации (официальном сайте муниципального образования) размещение документов, предусмотренных настоящими Методическими рекомендациями, осуществляется в соответствии с Инструкцией по размещению документов, утверждаемой органом местного самоуправления.
Примерная структура размещения документов, предусмотренных настоящими Методическими рекомендациями, на официальном сайте администрации (официальном сайте муниципального образования) приведена в приложении 14 к настоящим Методическим рекомендациям.
7. Взаимодействие органов местного самоуправления
с участниками ОРВ
7.1. В целях эффективного проведения органами местного самоуправления ОРВ проектов актов и экспертизы актов рекомендуется заключать Соглашения о взаимодействии при проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее - Соглашение).
Примерная форма Соглашения приведена в приложении 12 к настоящим Методическим рекомендациям.
7.2. Соглашение заключается с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе объединениями предпринимателей.
8. Мониторинг проведения оценки проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизы
8.1. На основе обобщения подготовленных и поступивших заключений об оценке проекта акта (экспертизе акта) органам местного самоуправления рекомендуется проводить ежегодный мониторинг и опубликовывать его результаты в составе доклада о развитии и результатах процедуры ОРВ на официальном сайте Правительства Нижегородской области и официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Примерная форма доклада приведена в приложении 13 к настоящим Методическим рекомендациям.