Две нижегородские школьницы вышли в финал Всероссийского конкурса «Научная Вселенная»

16

 Завершился второй этап мультиформатного конкурса для студентов и школьников «Научная Вселенная». Экспертное жюри в лице молодых ученых-наставников проекта – членов Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию – определило 32-х финалистов, с кем они продолжат работу по индустриальному кейсу и помогут подготовиться к финалу, который пройдет 19 сентября в Москве на ВДНХ в павильоне «Атом».

 Всего в конкурсном отборе приняли участие более 275 тыс. участников. Из Нижегородской области в финал вышли школьницы Ольга Дворцова (Нижний Новгород, школа №66) и Дарья Суворова (г. Бор, школа №4). Первая выбрала для участия трек «Климат и экология», вторая – «Гуманитарный микс».

 Для выхода в финал участники второго этапа должны были предложить решение отраслевого кейса в рамках выбранного трека: «Агробиотехнологии», «Генетика и персонализированная медицина», «Гуманитарный микс», «Климат и экология», «Новые источники энергии», «Освоение космоса», «Развитие Арктики», «Цифровые технологии».

 Отраслевой кейс для полуфинала был сформулирован партнером трека. Так, ГК «Росатом» в рамках трека «Развитие Арктики» предложил школьникам сформировать концепцию атомного ледокола для проведения научных исследований экосистемы. Ребята предложили множество решений: ледокол-исследовательская лаборатория, ледокол-транспортер для подводных лодок и исследовательских научных станций и другие.

 Студенты трека «Освоение космоса» решали кейс от «Роскосмоса»: конкурсанты должны были разработать концепцию цифрового двойника для оптимизации разработки космических аппаратов. Участники выбрали для исследования разные космические аппараты, такие как «Союз 2.1а», «АМС Венера-Д.», «Луна-28», и представили свое видение структуры и сценарий работы цифрового двойника.

 Полуфиналисты «Гуманитарного трека» должны были предложить идею видеопроекта, посвященного современным российским научным достижениям, исследованиям и разработкам. Участники придумали множество вовлекающих проектов - от создания коротких роликов с учеными до съемок документального сериала «Супергерои океана».

 «Работа с обучающимися дает нам понимание того, насколько важно для школьников старших классов и студентов иметь возможность перенять опыт и получить поддержку от специалистов в области их научных интересов. «Научная Вселенная» создает творческую площадку, позволяющую участникам проявить себя, узнать, как им развиваться в выбранном научном направлении. Необходимо отметить, что почти все участники конкурса серьезно и тщательно подошли к подготовке проектов, и многие из них предложили весьма интересные и оригинальные идеи и подходы для решения поставленных задач. На следующем этапе финалистам будет необходимо улучшить и доработать проекты, а мы будем им в этом помогать и делиться своим опытом», – отметил профессор РАН, и.о. заведующего кафедрой генетики и биотехнологии СПбГУ, лауреат премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за 2020 год, наставник трека «Агробиотехнологии» Антон Нижников.

  «Участники проявили живой интерес к зелёной альтернативной и атомной энергетике. В рамках трека энергетика все представленные проекты были интересными и проработанными, поэтому отбор, который удалось пройти финалистам, был непростым. Полуфиналисты должны были предложить решение по восполнению энергодефицита в регионе и эффективному энергоснабжению домохозяйств, многие удачно справились с задачей, предложив комплексные решения с использованием традиционной и возобновляемой энергетики. Это лишний раз доказывает, что атомная наука является не просто набором формул, а ключом к решению актуальных проблем. И, самое главное, благодаря таким проектам у нас есть возможность найти талантливых ребят, которые в будущем могут стать известными учёными, инженерами и лидерами сферы», – сказала наставник трека «Новые источники энергии», начальник научно-технического отдела АО ОКБ «Гидропресс» ГК «Росатом», член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию Екатерина Солнцева.

 Наставник трека «Освоение космоса», руководитель наземного сегмента космического направления компании «Геоскан», руководитель образовательного проекта СОНИКС Кирилл Стариков также прокомментировал прошедший отбор: «Конкурс «Научная Вселенная» – это возможность для ребят со всей страны раскрыть свой научный потенциал и попробовать себя в разных направлениях. Я курирую трек «Освоение космоса». Проекты участников по моему направлению показывают, что ребята погружены в контекст, понимают, какие вызовы и проблемы есть в космической сфере. Они знакомы с достижениями и перспективами развития отечественной космической сферы. Приятно видеть, что участники не боятся предлагать смелые и при этом реалистичные идеи».

 «На данном этапе мы отобрали финалистов конкурса. Теперь перед нами стоит задача помочь им усовершенствовать свои кейс-решения. Именно обмен опытом – основная ценность конкурса», – подчеркнул ведущий научный сотрудник Института океанологии им П. П. Ширшова РАН Александр Осадчиев.

 

Справка:

         «Научная Вселенная» – мультиформатный конкурс для старшеклассников (14+) и студентов. Целевая аудитория: граждане РФ в возрастной категории от 14 до 27 лет, учащиеся школ, студенты колледжей, вузов и иных учебных заведений, расположенных на территории РФ. 

     Проект реализуется при грантовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках Десятилетия науки и технологий (инициатива «Наука побеждать»). Первый сезон проекта прошел в 2023 году.

         Цель конкурса «Научная Вселенная» — привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок, повышение интереса подрастающего поколения к российским научным исследованиям и разработкам. Тематические направления конкурса соответствуют приоритетам, определенным в Стратегии научно-технологического развития РФ (СНТР). Конкурс «Научная Вселенная» призван продемонстрировать научные прорывы во всех направлениях НТР, сделать информацию о последних российских разработках и научных достижениях доступнее и сформировать интерес у подрастающего поколения к научной деятельности.          Треки: Цифровые технологии; Агробиотехнологии; Гуманитарный микс; Развитие Арктики; Освоение космоса; Новые источники энергии; Климат и экология; Генетика и персонализированная медицина.

         Выбрав один из научных треков, участники проходят интерактивное тестирование и решают индустриальный кейс от компании, которая курирует научное направление в рамках конкурса.  Авторы самых интересных решений получают возможность поработать с ведущими молодыми учеными, вдохновиться успехами наставника и презентовав свою идею в финале в Москве, в перспективе продолжить развивать свой научный проект самостоятельно. 16 победителей получат возможность побывать на космодроме «Восточный».

         Сайт: https://научнаявселенная.рф/.